Previous Entry Share Next Entry
История одного правонарушения, или как я добивался честной выплаты по ОСАГО
canon, крышечка, автопортрет, я, фотограф
vdm_photo

Больше гари - меньше ям,

Все подшипники к х..м под замену.


Необходимость написать этот пост возникла после прочтения кучи разных противоречивых мнений в интернетах. И я бы, наверное, тоже стал придерживаться одного из них, если бы меня самого не постигла участь пострадавшего в ДТП, у которого была только страховка ОСАГО. Итак, внимание, много букв, пишу пока все свежо в памяти и ничего не забылось.
Если в двух словах: мне удалось победить страховую, получив полную выплату в пределах лимита 120 тысяч. А вот как мне это удалось - это долгая история, о которой читайте под катом.

Предисловие.

День начался хорошо: возвращаемся мы на машине, везем двух кошек из ветеринарки (им снимали швы после самой популярной для оных операции). Кошки довольные, хоть и непривычные к транспорту - им хорошо, повязки сняли, ничего не мешается... Погода хорошая, время 10:40 утра. До дома остаётся метров 200-300. Едем мимо плотного ряда припаркованных машин. Внезапно из двора вылетает очень торопящийся гражданин, некто Корнюхин Александр, на десятке с блатным номером М999ВВ60 (что думаете, блатные только в Москве есть? Ни фига, в Пскове тоже). Причем вылетает он так, что не оставляет мне никаких шансов - до него оставалсь, наверное, 3-4 метра. Я только потом осознал, что всё-таки успел нажать на тормоз, совершенно бессознательно - но так или иначе, машинка под скрип ABS сносит бампер товарищу и скользит по асфальту дальше, но уже несколько под углом - практически как бильярдный шар.
Приятно было отметить, что ESP тоже отработала и нас не закрутило - скольжение происходило параллельно дороге.
Останавливаемся, несколько секунд материмся, глушим мотор. Аварийка, кстати включилась сама, за что корейским инженерам спасибо. Подушки не сработали, благо удар был слабый - я вообще практически ничего не почувствовал. Выходим, ставим знак, оцениваем происходящее. Пока жена относила офигевших котов домой (хорошо хоть недалеко!), иду к виновнику случившегося и спрашиваю - ну как же ты так? Он: ну вот так получилось. Офигительно. Сэкономил секунду - потерял полдня и получил в подарок разбитую десятку с гнутыми лонжеронами, без фар, бампера и прочих, видимо, не очень нужных ей наворотов.
Но уж как вышло так вышло, говорю ему - знак ставь и ментов вызывай, раз уж накосячил. Он: а куда звонить-то? Дожили!... даже не знает, куда звонить. И с этими словами достает из кармана смартфон размером с мой ноутбук. И что же вы думаете, он до ГАИ не дозвонился! Охренеть. В итоге гаишников вызываю я сам.
Пока ждали инспектора (он кстати приехал не больше чем через полчаса), ещё раз говорю виновнику, чтобы он поставил знак. - А нету знака, говорит. - Ну так канистру поставь, а то тебе щас и зад разобьют до кучи! После этого он нехотя достаёт жбан с омывайкой и ставит на дорогу. Я офигеваю ещё больше - да как же он, засранец, техосмотр-то прошел? А вот так видимо и прошел, купил вместе с номером. Тем временем, пока у меня зашкаливала ненависть, приехал инспектор. Он оформил бумажки на меня, потом пошел к десятке. А владелец куда-то успел слинять, оставив даже ключи в замке! Инспектор тоже малость офигел от такого разгильдяйства. Субъект нашелся в ближайшем магазине, где он, как выяснилось, работает, и куда, видите ли, пошел греться! Я в очередной раз подавил в себе желание настучать ему по чайнику и послал его оформлять документы...
Получив заветные бумажки от инспектора, я посмотрел на постановление об АП и усмехнулся: 500 рублей штрафа негодяю за две разбитых машины! - Да за такое по 50 тысяч надо брать! - говорю. Инспектор: - не поможет... дескать, дай дорогу дураку. Нет, его тоже можно понять. Но если дурак действует таким образом, что не оставляет никаких шансов избежать аварии? Зачем высовывть морду настолько резко? Ну хорошо, я мог бы ехать не по своей полосе, а как обычно там и ездят - по встречной, и тогда... тогда бы наверное он "не дотянулся". Но почему я должен сознательно нарушать правила, страхуясь от таких идиотов? Даже если бы я ехал 40, а не 60 (и это при том что дорога без снега, видимость отличная)... шансов не въехать не было, ибо ну нельзя же так... В каком-то смысле могло быть даже хуже - он впилился бы мне в бок, а там жена, да ещё коты на заднем сиденье... нет, этим всем рисковать было никак нельзя.


Продолжая философствовать, я сохраняю свое мнение о том, что институт страхования как явление усугубляет разгильдяйство водителей. Строго говоря, для виновников аварий стоимость ОСАГО должна вырастать не на проценты, а в разы! За первую аварию - в 2 раза, за вторую - в 4. Два года отъездил без аварий - тариф нормализуется. Вот тогда снизится желание снабжать работой слесарей и маляров. Ещё я посчитал, что отъездил без аварий примерно 5 с половиной лет. Это мало и потому мне было очень грустно - я долго не мог себе этого простить, да и до сих пор не могу. Потому что сколько бы дураков на дорогах не было, всегда у водителя есть ответственность за пассажиров, за случайно оказавшихся рядом пешеходов и так далее. Мораль: водите безаварийно. Это гораздо круче, чем гордиться тем, что "а я по Киевскому 200 вчера ехал..."


Оценив масштаб бедствий для своего Ceed-а и получив их перечень с заветной фразой "возможны скрытые повреждения" от инспектора, я, попытавшись (безрезультатно) выбить из виновника аварии денег на эвакуатор, кое-как с пробитым колесом пополз домой. Список повреждений не привожу, по технической части я напишу отдельный пост. Скажу только, что беглый осмотр навел меня на мысль о 70-80 тысячах ущерба, не меньше. Но об этом позже. Ох... вы бы знали, сколько раз мне посигналили сзади, пока я полз до дома оставшиеся 250 метров... Ну видно же, что машина не в полном порядке... Народ настолько привык к включенной аварийке как к обыденному явлению, что даже забывает, зачем она вообще была придумана. Кое-как я добрался домой, а в понедельник с утра поехал в страховую подавать документы. И вот тут началось самое интересное, ради чего я собственно, и начал писать всю эту ерунду.


Глава первая. Страховая


Мне, надо сказать, повезло: у нас с виновником одна и так же СК - "РЕСО Гарантия". Приезжаю, мне выдают несколько листочков для заполнения. Первый маразм состоит в том, что 95% информации в них они могли бы заполнить сами автоматически - данные на обе машины у них есть, данные на владельцев есть - в общем по идее нужно только написать объяснение, перечислить повреждения, составить схему и расписаться. Но нееее-ет... Свои личные данные я заполнял раза 4 или более, а VIN машины успел к концу этой всей бюрократии выучить наизусть. ЗАЧЕМ?! Где автоматизация, где ты, 21 век? Нет, всё вручную и по несколько раз. Дальше мне пришлось подождать в гипер-современной электронной очереди. Сколько - не скажу точно, но полчаса прошло наверняка. Самое интересное, что "сотрудник второго уровня" по сути только перепроверил все бумажки, ничего содержательного он не сделал. Только ещё раз попросил документы на машину и паспорт. Карточку для выплаты денег, казалось бы, в состоянии оформить обычный секретарь - почему всё это так долго и мучительно - не ясно. В итоге назначили выезд эксперта, и обещали выплату через неделю после осмотра. Итого: бесполезная бумажная волокита на 3+ часа. Приехал я почти к открытию, уехал около 12 часов. Может быть, в других СК что-то организовано менее криво, но первое впечатление было крайне печальным. В идеале должно быть как-то так: приходишь со справками и на 95% заполненными бумажками (в электронной форме через инет, сидя у себя дома), там заполняешь только недостающее, расписываешься и оформляешь реквизиты для выплаты. Всё! Зачем просто так мариновать людей? Кто не может - пусть там сидит и заполняет. Но у нас даже загранпаспорт сейчас можно через интернет оформить, а в страховую обратиться - хрен там. Одним словом, плохо работаете, товарищи страховщики, очень плохо... Да, чтобы не быть голословным - номер дела АТ4988479.


Глава вторая. Экспертиза


Эксперт приехал в означенный день, и даже вовремя. Мужик оказался толковый, и у него не было желания где-то в чем-то обмануть, что-то случайно не заметить и так далее. Сначала правда меня смутило то, что он не выдал мне акт осмотра, а лишь прислал его потом по почте, но это нигде не сыграло ни в плюс, ни в минус. Главное, что в акте были написаны скрытые повреждения подвески, это меня успокаивало.


В страховой я был 23 декабря, 3 января я позвонил и спросил, как идут дела. Мне сказали, что дескать новый год и всё такое... банки всё равно не работают... назвали цифру 6 января как завершение экспертизы, а 9 января - выплата. Обещали СМС-ку прислать. Смс-ка, как ни странно, не пришла, но в целом мне это было не столь важно, ибо я всё равно был в отпуске и не в Москве. Вернувшись 18-го января, я позвонил в РЕСО и узнал, что была произведена выплата в размере около 39 тысяч. Ну разумеется, думаю, сколько же они ещё-то дадут. Это при том, что одна только новая фара у официалов стоит около 36к. Я запросил калькуляцию (это - внезапно - они умеют делать по email-у, достаточно написать письмо с номером дела и ФИО на dtp@reso.ru). Цифры этой калькуляции едва не заставили меня прослезиться. Фара была оценена в 5 с чем-то тысяч, шипованная покрышка IC7000 - чуть больше 2к, и так далее. А кузовные работы по правке крыла и окраске бампера вообще были исключены из списка, потому что "машина была предоставлена в грязном виде". Охренеть. Ну почему нельзя было сразу сказать заранее - отмойте поврежденное, даже если машина не на ходу, вручную. А на улице между тем было в среднем -15..-20. Матерясь про себя и проклиная виновника аварии, я с ведром кипятка иду отмывать лед с бампера (машина две недели стояла во дворе). После этого я написал на тот же адрес dtp@reso.ru свою претензию насчёт выплаты. В калькуляции была фраза, которая сыграла хорошую роль: "цены на заменяемые запчасти взяты с сайта www.exist.ru". Но я уже знал на тот момент, что на Экзисте просто нету каталога на Kia Ceed 2012-2013 года в свободном доступе. Перед отправкой претензии я сходил в Экзист и попросил у них список запчастей под замену с артикулами и ценами.


Отсканировав документ, я послал его в РЕСО с комментарием в стиле "это что же за экспертиза у вас такая, детский сад какой-то - увидели такую же машину и тупо взяли цены, не посмотрев ни на VIN, ни даже на модельный год". На следующий день пришел краткий ответ в духе "спасибо, мы поняли, разберемся". Я очень опасался, что разборки займут ХЗ сколько времени и принесут больше возни, чем собственно денег. Но сразу идти в суд не хотелось - тоже много волокиты, результат не самый предсказуемый и к тому же услуги юристов тоже не бесплатны. Ладно, думаю, попробуем по-хорошему пока что. Не попрёт - будем "по-плохому".


Далее я звоню в РЕСО и назначаю вторую экспертизу, кое-как пригнав машину в сервис. Это тоже было непросто - с погнутой стойкой я еле-еле насадил запаску - как же хорошо, что она меньшего размера! Начитавшись интернетов, я решил всё-таки подстраховаться и в тот же день пригласил ещё одного независимого эксперта, чтобы иметь более реальную сумму ущерба на случай зажимания выплат в РЕСО. Я прикинул, что лучше потерять 5к на экспертизу, чем потом лишиться 30-50 тысяч из-за того, что в страховой снова криво посчитают и дело дойдет до суда. Про независимую экспертизу я напишу отдельно. В общем, в означенный день приехал сначала "независимый" оценщик, потом "прикормленный" из страховой. У второго контора называлась по-другому, нежели у того, который делал первичный осмотр, однако телефоны у организаций волшебным образом совпадали, а адрес также волшебным образом отличатся от адреса офиса РЕСО всего лишь на один дом. Оценщик от страховой на этот раз был менее аккуратен и не был
склонен писать то, чего явно не видно или не заметно глазом. Но правила есть правила, тем более что подробный акт осмотра вовсе не означает полноту выплаты. Зато выдал копию акта и даже разрешил подписать, во как ;) Дальше интересного было мало - в основном ожидание и изнурительная беготня по всей Москве за запчастями...


Особенности экспертизы и выплат


Важный момент - если у машины были иные повреждения до аварии (пусть даже мелкие царапины) на поврежденных частях - окраску их страховая учитывать не будет! Мораль: не ездите с битыми боками, лучше починиться. Иначе потом может выйти дороже, если кто-то въедет в вас более капитально и менять/красить придется, скажем, всю дверь или всё крыло. Именно поэтому осмотр и делается в чистом виде, чтобы не пропустить какую-нибудь "старую рану".


Эпилог


Через несколько дней после экспертизы (которая была 28 января) я периодически позванивал в РЕСО и пытался узнать, что там с переоценкой и выплатой. Первые несколько раз мне отвечали всякое, в основном апеллируя к тому, что повторная экспертиза может длиться до 30 дней. Однако сегодня... нет, простите, уже вчера, 13 февраля случилось внезапное: мне сказали, что была произведена дополнительная выплата в размере около 80к. Если я скажу, что я офигел, услышав это -- это будет недостаточно сильно. Я просто ушам своим не поверил и даже переспросил. Нет, я не ослышался: они выплатили максимум, положенный по закону - ровно 120 тысяч, при этом не нарушив сроков и без обращения в суд. Жалко только, что примерно эту же сумму и составил ремонт, это с учётом того, что мне удалось достать по дешевке бампер и правую противотуманку. Про ремонт я напишу отдельно - я теперь стал большим специалистом по запчастям на переднюю часть Ceed-ов :)


Итого


Интернеты пестрят самымы разными отзывами и историями про войну со страховыми компаниями. Независимые эксперты все как один призывают пользоваться их услугами и судиться с СК. Однако, мой личный опыт показывает, что иногда можно обойтись и собственной экспертизой. Просто не нарушайте правил страхования, не стесняйтесь писать претензии, не ленитесь проверять калькуляции, которые вам дают в СК. Не поленитесь изучить устройство поврежденной части машины, узнайте, сколько всё это стоит на самом деле - в общем, снабдите СК достоверной и неопровергаемой информацией. И тогда скорее всего будет шанс обойтись без судов и лишних затрат на экспертов. Стоит помнить, что суды часто не возмещают полностью затрат на юристов, так как стоимость юридических услуг независимых экспертов часто считается завышенной. Помните, что больше 120 тыс. + стоимость экспертизы + (возможно) компенсация судебных издержек всё равно никто платить не будет, даже если дело рассматривается в самом справедливом Басманном суде :) Вот и считайте - если ремонт уже порядка 100к (а это, увы, типично) - то логичнее сначала пободаться мирно, а уж потом... Во всяком случае, есть шанс, что оно выйдет быстрее. В моем случае весь процесс занял чуть больше 1 месяца, если не считать моего отпуска. Вот такие дела. Всем удачи на дорогах, всегда помните о дураках.


  • 1
Вам просто очень повезло. За месяц получить 120 тысяч - это большая удача. Сейчас ситуация со страховыми выплатами ещё более усугубилась. С 1 декабря 2014 вступила в силу и действует единая методика расчёта ущерба при ДТП. Там приоценке ущерба взяты среднерыночные цены по региону. Таким образом, если машина новая, находится на гарантии, то выплаченных сум априори не хватит на ремонт у диллера. Значит либо доплачивать из своего кармана, либо машина слетает с гарантии. Мне 3 февраля среди бела дня пьяная компания на десятке разбила машину. Страховая до сих пор не принимает документы на компенсацию. Ждём вступления решения суда в законную силу. А его можно ждать и месяц и два. На ремонт у диллера нужно 80-90 тыс, заплатят 30-40, не больше. С принятием новой методики расчёта ущерба, не знаю есть ли смысл вообще проводить независимую экспертизу. Если считают по одной методике, то и расчёты должны совпадать. Есть ли смысл подавать теперь в суд тоже не понятно. Судебной практики, в свете последних изменений ещё нет. Что делать никто не знает...

Ну, во-первых, сочувствую в связи с попадением в такое неприятное ДТП. От болида с идиотами увернуться бывает непросто.

Про новую методику я уже в курсе. Но суть дела это всё не меняет - если они приводят среднерыночные цены - они не могут отличаться от реальных в 2 раза. Тем более что в регионах эти цены ещё и выше бывают за счёт доставки.

Кстати, это что за страховая компания такая, которая документы принять не может за почти что месяц? По-моему, есть повод написать парочку отзывов на соответствующих сайтах. Я точно могу сказать, что это помогает, потому что как только я (ещё давно) написал негативный отзыв про Ренессанс, со мной тут же, на следующий же связались и моим делом занялись. Так что отзывы они читают. Опять-таки, страховаться по ОСАГО "так чтоб подешевле у кого попало" - наверное не лучший вариант, при учёте стоимости страховки - но тут уж я не в курсе деталей.

Независмые эксперты, скорее всего, с учётом изменений в законодательстве поменяют методики расчёта. Принцип-то не поменялся - расчёт выполняет "независимая-в-кавычках" прикормленная контора с "типа сертификатом". Так вот, ваша задача - доказать, что они лохи криворукие. Я именно это и сделал - указал им на то, что их расчёт не может быть верным по вот таким и сяким причинам (в моем случае это было отсутствие данных на сайте exist.ru).

Насчёт сроков: в ДТП я попал 20 декабря, выплата была 13 февраля. Так что это весь январь + 23 дня, итого почти 2 месяца, а ремонт я закончил вообще к апрелю...

В общем, как бы то ни было, требуйте с них подробную калькуляцию, вооружайтесь прайс-листами нескольких разных магазинов запчастей с печатями, усредняйте данные и направляйте всё это в СК. И пребудет с вами счастье, только не останавливайтесь на полпути. Удачи вам!




Дмитрий, большое Вам спасибо за ответ и моральную поддержку. Проблема в том, что при расчёте ущерба по единой методике специалисты руководствуются специально разработанными справочниками. Я так понимаю, что только ими и больше ничем. Меня больше волнует не цена на запчасти, поскольку их можно найти и подешевле, а цена на саму работу: замена повреждённых элементов, покраска и т.д. А вот работа (нормо-часы) они тоже будут из справочника и отнюдь не по расценкам диллера. Даже если я за свой счёт отремонтирую у диллера и потом предоставлю все документы в суд. Боюсь, что решение будет не в мою пользу, если стаховая всё делала по данной методике и утверждённым справочникам. Т.е. получается, что принятая и утверждённая методика противоречит закону об ОСАГО, в котором прописано, что выплаты за ущерб должны покрывать сумму ремонта до приведения автомобиля в то состояние, в котором он был до аварии.

В самой авторитетной независимой экспертизе Смоленска мне честно сказали, считаем, что с принятием новой методики все ремонты у диллера закончились, мы можем лишь перепроверить расчёт СК, дописать то, что они не указали. Если раньне можно было прийти в независимую ээкспертизу и попросить расчитать ущерб с учётом ремонта у диллера, то теперь расчитать-то они могут, но в суде этот расчёт не примут во внимание, как не соответствующий этой чёртовой методике.

Согласно последних изменений в законе об ОСАГО, потепревший может выбрать: деньги или ремонт по направлению страховой. Я позвонила в СК, объяснила ситуацию: разбита новая, гарантийная машина (ей 8 месяцев), если денег на ремонт у диллера не будет хватать, могу ли я отдать её страховой на ремонт? Ответили: "в связи споследними изменениями в законодательстве, у СК отсутствуют договора со СТО на ремонт по ОСАГО.

Моя СК - РОссгосстрах, самая распространённая в России. Много лет свои машины страховали в этой компании, но страховых случаев не было. А тут столкнулили и волосы дыбом встают от беспредела. Желания страховаться в РОсгосстрахе больше нет. Но я в полной растерянности, где теперь страховать машину, поскольку похоже подобный бардак - во всех компаниях. Во всяком случае, отрицательных отзывов на всех хватает.

ДТП произошло 3 ферваля, уже 6 ферраля с пакетом документов мы поехали за 150 км в Смоленск в Центр урегулирования убытков. Сотрудница просмотрела документы, обнаружила, что не хватает постановления по административному протоколу и документы не приняла, мотивируя отказ тем, что по нашему делу всё равно будет отказ, пока не будет постановления. НО это и понятно.

Страховой по закону сейчас дано всего 20 дней на принятие решения по делу. Между тем постановление суда может вступать в законную силу и месяц и два. Плюс само рассмотрение дела в суде может затянуться.

По моему делу на виновника 2 протокола за оставление места ДТП и нахождение в состоянии алкогольного опьянения после ДТП на момент освидетельствования. Страховая предъявит ему регрессное требование, взыщет все деньги, что выплатит мне.

Проблема в том, что страховые выплаты как были заниженнми, так и есть. Ничего не измениилось. При мне в цент урегулирования убытков приходил мужчина и рассказывал, что ему на ремонт нужно 35 тысяч, а выплатили 9,5 тыс. Но похоже, что с принятием этой новой методики заниженные выплаты узаконили. Как с этим бороться не понятно.

Страховая на вопрос: Что делать если выплаты не хватает на ремонт гарантийной машины, твердит одно: выплаты производятся с учётом износа ав-ля по среднерыночным ценам региона. Всё, точка. Сейчас попадать в аварию ни в коем случае нельзя. А если случится попасть - будьте готовы к тому, что ремонтироваться будете за свой счёт. Такие печальные дела!

  • 1
?

Log in